Части речи в русском языке таблица 2 класс схема канакина горецкий

Части речи в русском языке таблица 2 класс схема канакина горецкий

Части речи в русском языке таблица 2 класс схема канакина горецкий


Части речи в русском языке таблица 2 класс схема канакина горецкий

Пояснительная записка

 Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 3-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы  В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», УМК «Школа России». Выбор авторской программы обусловлен  анализом  образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей, с учетом специфики данного образовательного учреждения. Учебники по данной программе входят в Федеральный перечень на 2014 – 2015 уч. год  в рамках образовательной системы «Школы России». При составлении программы были внесены изменения:

№ п/п

Изменения

Обоснование

1

Проведение 4 проверочных административных работ за каждую четверть.

1 четверть – сокращение количества уроков на 1 час по теме «Корень слова»

2 четверть - сокращение количества уроков на 1 час по теме «Правописание приставок и предлогов»

3 четверть - сокращение количества уроков на 1 час по теме «Род имен прилагательных»

4 четверть - сокращение количества уроков на 1 час по теме «Повторение»

Необходимость осуществления внутри школьного контроля за освоением учащимися программных требований.

2

Проведение  комплексной срезовой работы.

Сокращение количества уроков на 1 час по теме «Времена глагола»

Осуществление внешнего контроля за освоением учащимися программных требований..

3

Программа будет пройдена за 169 ч. вместо отведенных 170ч. Раздел «Повторение» сокращён на 1 час.

Календарь государственных праздничных дней на 2015г.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Задачами изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;  формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с базисным федеральным, региональным и школьным учебными планами на курс «Русский язык»   в 3 классе отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).  Но учётом с календаря общегосударственных праздничных дат на 2015г. программа будет пройдена за 169 часов. Раздел «Повторение» сокращён на 1 час.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одним  из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность  добра  – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том  числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь  милосерден, посту- пай так, как ты хотел бы, чтобы  поступали с тобой).

Ценность  общения  – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как  одного  из  основополагающих элементов культуры.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание  любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры  человечества, проникновения в  суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе  социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого  познания как ценности.

Ценность  семьи.  Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих   корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду  в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность  гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за  настоящее и  будущее своего  языка;  интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  человечества – осознание себя  не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования и прогресса   которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Основное содержание

Виды речевой деятельности

Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.  Изложение  содержания  прослушанного  и  прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных  картин,  серий  картин,  просмотра  фрагмента видеозаписи и т. п.)

Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

Фонетика и орфография.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

- разделительные ъ и ь;

- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

- безударные падежные окончания имён прилагательных;

- раздельное написание предлогов с именами существительными;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- раздельное написание частицы не с глаголами;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

- знаки препинания (запятая) в предложениях с обращением, в сложных предложениях.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков,  характеристика согласных и гласных звуков).

Лексика. 

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.

Морфемика и словообразование. 

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).

Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).

Морфология. Понятие о частях речи. 

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний. Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам. Морфологический разбор имени

Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Имя числительное

Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.

Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.

Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.

Различение названия падежей.

Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.

Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам.

Синтаксис. 

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Формирование умения составлять схему предложения.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.

Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения.

Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.

Лексикография. 

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Работа со словарями (орфографическим, орфоэпическим толковым, этимологическим, устойчивых выражений).

Развитие речи.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.

Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме. Оформление писем элементарного содержания.

Требования к уровню подготовки учащихся

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по курсу «Русский язык» к концу 3 класса

Программа обеспечивает достижение выпускниками третьего класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

         Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

 Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 Использование знаково-символических средств представления информации.

 Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

 Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

 Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

 Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

 Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

 Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

 Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

 Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

 Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

 Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

 Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

 Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Тематическое планирование по предмету «Русский язык» 169 часов (5 часов в неделю)

Плановые  сроки

прохождения тем

Скорректированные сроки

№ урока, тема урока, содержание курса

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые результаты

УУД

I четверть (45ч)

Язык и речь (2ч)

01.09

1.Наша речь. Виды речи.

Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека.

1

Различать язык и речь.

Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна).

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина.

Предметные:

Учащиеся научатся различать язык и речь; анализировать высказывания о русском языке.

Метапредметные:

Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения

Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях

Оценивать правильность выбора языковых средств устного общения в разных ситуациях.

Личностные:

Формирование чувства гордости за свою Родину, любви к родному языку.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности.

02.09

2. Наш язык.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Развитие речи. Составление текста по рисунку. Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе.

1

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

03.09

04.09

3-4. Текст. Типы текстов. (повторение и углубление представлений о тексте)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка).

Слова с непроверяемым написанием: орех.

2

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тин текста, записывать составленный текст.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Выделять в письменном тексте диалог. Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст.

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений.

Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое  предложение второстепенными членами.

Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Составлять сообщение по таблице

«Простое и сложное предложение»

Предметные:

Учащиеся научатся различать текст и предложения;

Отличать предложения от группы слов.

Выделять части текста.

Различать типы текстов.

Классифицировать предложения по цели высказывания.

Обосновывать выбор знаков препинания в конце предложений.

Различать простые и сложные предложения.

Выделять в предложении словосочетания.

Метапредметные:

Оценивать правильность выбора языковых средств устного общения в разных ситуациях

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения

Аргументировать свою позицию, доказывать своё мнение.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка.

05.09

5. Предложение.

 Повторение и углубление представлений о предложении и диалоге.

Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.

1

08.09

09.09

6-7.Виды предложений по цели высказывания. Составление рассказа по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

повествовательные, вопросительные, побудительные

Знаки препинания в конце предложений.

2

10.09

8. Виды предложений по интонации.

(восклицательные и невосклицательные)

Слова с непроверяемым написанием: овёс. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.

1

11.09

9. Предложения с обращением (общее представление)

1

12.09

15.09

10-11. Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий).

Распространённые и нераспространённые предложение. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). Слова с непроверяемым написанием: восток

2

16.09

17.09

12-13. Простое и сложное предложения (общее представление) Запятая внутри сложного предложения.

2

18.09

19.09

14-15. Словосочетание.

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Слова с непроверяемым написанием: пшеница.

Развитие речи. Составление рассказа  по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень»

2

22.09

16. Проверочная работа

1

Слово в языке и речи (19 ч)

23.09

24.09

17-18. Работа над ошибками.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

(повторение и углубление представлений о слове) Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении

2

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода.

Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Наблюдать за использованием в тексте омонимов.

Предметные:

Учащиеся научатся распознавать многозначные слова.

Распознавать слова в прямом и переносном значении.

Работать со словарями.

Находить в тексте фразеологизмы.

Распознавать изученные части речи.

Находить однокоренные слова.

Определять наличие в слове изученных орфограмм.

Выделять в словах корень.

Распознавать синонимы , антонимы и омонимы.

Различать слово и словосочетание.

Научатся распознавать изученные части речи.

Находить числительные.

Научатся писать изложение.

Метапредметные:

Находить основание для классификации слов.

Соотносить слово и набор его грамматических характеристик

Контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить коррективы.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Самостоятельно анализировать слово  и выбирать нужный вариант его написания.

строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Аргументировать свою позицию, доказывать своё мнение.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Личностные:

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

25.09

19. Омонимы .

Использование омонимов в речи.

Слова с непроверяемым написанием: понедельник.

Работа со словарём омонимов.

1

26.09

20. Слово и словосочетание.

1

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках.

Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных.

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Излагать письменно содержание повествовательного текста поданным вопросам или коллективно составленному плану.

Группировать слова по типу орфограммы.

Приводить примеры с заданной орфограммой.

Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

29.09

21. Фразеологизмы.

Значение фразеологизмов и их использование в речи.

Слова с непроверяемым написанием: ракета. Работа со словарём фразеологизмов.

1

30.09

22. Фразеологизмы.

Обучающее изложение.

Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

1

01.10

23. Работа над ошибками.

. Части речи. Имя существительное.

Обобщение и углубление представлений об имени существительном и его признаках

1

02.10

24 Части речи. Имя прилагательное.

Обобщение и углубление представлений об имени прилагательном и его признаках.

1

03.10

25. Части речи. Глагол.

Обобщение и углубление представлений о глаголе и его признаках.

1

06.10

26. Части речи. Имя числительное

Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда.

1

07.10

27. Проверочная работа по теме «Части речи».

1

08.10

28. Однокоренные слова .

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.Слова с непроверяемым написанием: картофель

1

09.10

10.10

29-30. Звуки и буквы. Гласные, согласные.

(обобщение и углубление представлений)

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

2

13.10

31. Обучающее изложение.

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

1

14.10

15.10

32-33. Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

2

16.10

34. Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

1

17.10

35. Работа над ошибками.

Проект «Рассказ о слове».

Обобщение изученного.

1

Состав слова (16 ч)

20.10

36. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне.

1

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег —бережок).

Находить чередующиеся звуки в корне слова.

Различать сложные слова, находить в них корни.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы.

Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

Выделять в словах основу слова.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре.

Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.

Предметные УУД:

Учиться распознавать однокоренные слова.

Группировать однокоренные слова.

Различать однокоренные слова и синонимы.

Выделять все части слова.

Работать с памяткой  «Как разобрать слово по составу».

Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова.

Подбирать максимальное количество родственных слов с опорой на словарь

Учиться находить в тексте орфограммы и правильно писать их.

Учиться писать сочинение; строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Метапредметные УУД:        

Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

Находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

Составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

Осуществлять взаимоконтроль.

Личностные УУД:

Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

Развитие способности к самооценке

Развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.);

21.10

37.Административный контрольный диктант за 1 четверть.

1

22.10

38. Работа над ошибками. Сложные слова.

Работа со словарём однокоренных слов.

Слова с непроверяемым написанием: столица. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.

Правописание сложных слов

1

23.10

24.10

27.10

28.10

29.10

30.10

39-41. Окончание.

Формы слова

Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин.

42-44. Приставка. Значение приставок.

Значение этой  значимой части  в слове.

3

3

31.10

45. Суффикс. Значение суффиксов.

1

II четверть (35 ч.)

10.11

11.11

46-47. Суффикс. Значение суффиксов.

Значение этой  значимой части  в слове.

2

12.11

48. Основа слова.

Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

1

13.11

49. Обобщение знаний о составе слова.

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Формирование навыка моделирования слов. Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе .

1

14.11

50. Проверочная работа по теме «Состав слова»

1

17.11

51.Работа над ошибками.

Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Проект «Семья слов».

1

Правописание частей слова (29 ч)

18.11

52. Общее представление о правописании слов с орфограммами.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.

Слова с непроверяемым написанием: четверг

1

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и

использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Оценивать правильность выполнения учебной задачи

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Предметные УУД:

Учиться находить в словах орфограммы.

Подбирать проверочные слова.

Объяснять написание слов с орфограммами.

Группировать слова по типу орфограмм.

Учиться писать изложение; строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Учиться писать сочинение; строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Учиться оценивать свои достижения. Работать самостоятельно.

Работать с орфографическим словарём.

Метапредметные УУД:        

Контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить коррективы.

Оценивать результаты выполненного задания.

Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Осуществлять синтез как составление целого из их частей;

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами

Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

Личностные УУД:

Формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

Развитие этических чувств ,понимание чувств одноклассников, собеседников;

Ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.

19.11

20.11

21.11

24.11

53-56. Правописание слов с безударными гласными в корне.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.

Слова с непроверяемым написанием: север, берег.

4

25.11

26.11

27.11

28.11

57-60. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными в корне.

Слова с непроверяемым написанием: пороша.

Составление текста из деформированных предложений.

4

01.12

61. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

02.12

03.12

04.12

62-64. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный.

3

05.12

65. Обучающее изложение.

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

1

08.12

09.12

66-67. Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными.

Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм.

2

10.12

68. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

1

11.12

12.12

15.12

69-71 . Работа над ошибками.  Правописание суффиксов и приставок.

3

16.12

72.Административный контрольный диктант за II четверть.

1

17.12

73.Работа над ошибками.  Правописание суффиксов и приставок.

1

18.12

19.12

74-75. Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов.

Слова с непроверяемым написанием: желать.

2

22.12

76. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ)

1

23.12

24.12

77-78. Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

2

25.12

79. Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

1

26.12

80. Работа над ошибками. Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

III четверть (48 ч.)

Части речи (76 ч)

12.01

81. Части речи. (общее представление).

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

1

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи

Имя существительное (30 ч)  

13.01

14.01

82-83. повторение и углубление представлений. Имя существительное и его роль в речи. Словарный диктант

2

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые

Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Наблюдать над толкованием значения некоторых имён.

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Предметные УУД:

Учиться распознавать имена существительные среди слов других частей речи.

Различать одушевленные и неодушевлённые имена существительные.

Различать собственные и нарицательные имена существительные.

Собирать и отбирать нужную информацию по предмету.

Определять род имен существительных.

Определять число имен существительных.

Определять падеж  имен существительных.

Правильно писать существительные с шипящими на конце.

Метапредметные УУД:        

Учиться оценивать свои достижения.

 Работать самостоятельно.

Принимать и сохранять учебную задачу

Составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

Осуществлять взаимоконтроль.

Личностные УУД:

Понимание необходимости учения;

Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

Ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

Понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы.

15.01

16.01

84-85. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

2

19.01

86. Обучающее изложение. 

Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

1

20.01

87. Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имён собственных.

Слова с непроверяемым написанием: самолёт, комната, однажды.

1

21.01

22.01

88-89. Собственные и нарицательные имена существительные.

Проект «Тайна имени».

2

23.01

26.01

90-91. Число имён существительных.

Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).

2

27.01

28.01

92-93. Род имён существительных.

Имена существительные общего рода (первое представление).

Слова с непроверяемым написанием: кровать.

2

Определять род имён существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Согласовывать имена существительные общего

рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.)Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по надежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.).Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.

29.01

30.01

02.02

94-96. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).

3

03.02

97. Составление устного рассказа по серии рисунков.

1

04.02

98. Проверочный диктант по теме «Имя существительное».

1

05.02

99. Работа над ошибками.  Падеж имён существительных.

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

1

06.02

100. Падеж  имён существительных.

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1

09.02

101. Именительный падеж.

1

10.02

102. Родительный падеж.

1

11.02

103. Дательный падеж.

1

12.02

104. Винительный падеж.

1

13.02

105.Творительный падеж.

1

16.02

106.Предложный падеж.

1

17.02

107. Обучающее изложение. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

1

18.02

108. Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном.

Работа с таблицей «Признаки падежей». Морфологический разбор имени существительного.

1

19.02

109. Проверочный диктант по теме «Падеж имени существительного»

1

20.02

24.02

110-111. Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. Проект «3имняя страничка».

2

Имя прилагательное (19 ч)

25.02

26.02

112-113. Повторение и углубление представлений об имёни прилагательных в речи.

Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

2

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»),

Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней.

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных.

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.

Определять начальную форму имени прилагательного.

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья).

Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Предметные УУД:

Учиться распознавать имена прилагательные среди слов других частей речи.

Выделять словосочетания с именем прилагательным из предложения.

Распознавать сложные имена прилагательные и записывать их.

Определять род имён прилагательных.

Определять число имён прилагательных.

Изменять по числам  имена прилагательные.

Изменять в единственном числе по падежам.

Метапредметные УУД:        

Научатся оценивать свои достижения. Работать самостоятельно.

Оценивать результаты выполненного задания.

Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения

Аргументировать свою позицию, доказывать своё мнение.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Личностные УУД:

Осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;

Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками.

27.02

114. Роль имён прилагательных в тексте.

Синтаксическая функция имени прилагательного.

1

02.03

115. Текст-описание.

Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании. Словарный диктант.

1

03.03

116.Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-лебедь»

Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

1

04.03

05.03

06.03

10.03

117-120. Род имён прилагательных. Изменение по родам.

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

4

11.03

121.Административный контрольный диктант за III  четверть.

1

12.03

122.Число имён прилагательных .

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

1

13.03

16.03

123-124. Падеж имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.

2

17.03

18.03

125-126. Обобщение знаний об имени прилагательном.

2

19.03

127. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

20.03

128. Работа над ошибками.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

IV четверть (41 ч.)

30.03

129. Сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками».

1

31.03

130. Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном.

Проект «Имена прилагательные в загадках».

1

Местоимение (5ч)

01.04

02.04

131-132. Личные местоимения.

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-голица. Личные местоимения единственного и множественного числа.

2

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

Предметные УУД:

Учащиеся научатся распознавать  личные местоимения среди слов других частей речи.

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число.

Определять у местоимений 3-го  лица единственного числа род.

Употреблять местоимения в тексте.

Метапредметные УУД:        

Научатся оценивать свои достижения. Работать самостоятельно.

Оценивать результаты выполненного задания.

Личностные УУД:

Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;

Представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

03.04

133. Изменение личных местоимений по родам.

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

1

06.04

07.04

134-135. Местоимение.

Морфологический разбор местоимений.

Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье.

Формирование бережного отношения к природе.

2

Глагол (21 ч)

08.04

09.04

10.04

13.04

136-139. Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление глагола в речи.

Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам.

Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать).

4

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов

Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Предметные УУД:

Учащиеся научатся распознавать  глагол среди слов других частей речи.

Узнавать неопределённую форму глагола.

Определять число глагола.

Определять время глагола.

Определять в прошедшем времени род глагола.

Научатся писать изложение; строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать

Правильно писать глаголы с частицей не.

Метапредметные:

Находить основание для классификации слов.

Контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить коррективы.

Самостоятельно анализировать слово  и выбирать нужный вариант его написания.

строить сообщение в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Аргументировать свою позицию, доказывать своё мнение.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Личностные:

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

14.04

15.04

140-141. Неопределенная форма глагола.

Начальная (неопределенная) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать?

2

16.04

17.04

142-143. Число глаголов.

Изменение глаголов по числам.

2

20.04

21.04

22.04

144-146. Времена глагола.

Изменение глаголов по временам.

Слова с непроверяемым написанием: квартира, герой, солдат.

3

23.04

147. Комплексная срезовая работа.

1

24.04

148. Времена глагола.

1

27.04

28.04

149-150. Род глаголов в прошедшем времени.

Родовые окончания глаголов (-а, -о).

2

29.04

30.04

151-152. Правописание частицы НЕ с глаголами

2

05.05

06.05

153-154. Обобщение знаний по данной теме. Проверочная работа

2

07.05

155.Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

08.05

156.Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Глагол».

1

Повторение (13 ч)

12.05

13.05

14.05

157-159. Части речи. Словарный диктант.

3

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.                      Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.              

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

Оценивать результаты выполненного задания.

Предметные УУД:

Научатся распознавать части речи; характеризовать их.

Научатся оценивать свои достижения. Научатся устанавливать связи между изученными темами.

Метапредметные:

Оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Личностные:

Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

Осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь.

15.05

160. Обучающее изложение.

1

18.05

161. Обобщение изученного о слове, предложении.

1

19.05

162.  Правописание окончаний имён прилагательных.

1

20.05

163. Итоговый административный контрольный диктант.

1

21.05

22.05

164-165. Анализ диктанта. Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов.

2

25.05

26.05

166-167.  Правописание безударных гласных.

2

27.05

168. Правописание значимых частей слов.

1

28.05

169. Повторение изученного.

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Курс  обучения русскому языку обеспечивается  следующими  учебниками и пособиями:

  • Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.  Москва «Просвещение» 2011 г.
  • Учебник «Русский язык»- 2ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Просвещение» 2014.
  • Рабочая тетрадь -2ч. . В.П. Канакина. «Просвещение» 2014.
  • Поурочные разработки по русскому языку О.И.Дмитриева . Москва «ВАКО» 2012.
  • Словарные диктанты  С.Ю.Кремнева.  Москва «Экзамен» 2012.
  • Контрольно – измерительные материалы. В.В. Никифорова  Москва «ВАКО» 2013.
  • Тесты по русскому языку -2ч. Е.М. Тихомирова. Москва «Экзамен» 2013г.
  • Мои достижения. Итоговые комплексные работы. О.Б.Логинова . «Просвещение» 2013.
  • В.А. Илюхина  «Тетрадь по чистописанию» для 3 класса;

А так же изобразительные наглядные пособия (рисунки, схемы, таблицы, картины для развития речи, индивидуальный раздаточный материал, карточки с заданиями).

Курс обучения русскому языку обеспечивается  следующими техническим средствам обучения:

 1. Интерактивная  доска.

 2. Документ – камера.

 3. Ноутбук  учителя.

 4. Многофункциональное устройство  (принтер,  ксерокс,  сканер,  факс).

 5. Комплект ноутбуков для детей, имеющих доступ к сети Интернет.

 6. Комплект пультов для проведения оперативного опроса.

 7. Фотокамера цифровая.

При  подготовке   к урокам  и их  проведении  используются  следующие  образовательные   интернет-ресурсы:

Сайт образовательной системы «Школа России» - school-russia.prosv.ru

«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

Газета «1 сентября»  www.1september.ru

ИнтерГУ.ru – Интернет-государство учителей   www.intergu.ru

Сеть творческих учителей   www.it-n.ru

Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru

Международная ассоциация «Развивающее обучение» - МАРО www.maro.newmail.ru

Сайт образовательной системы Л.В. Занковаwww.zankov.ru

Сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» www.sch2000.ru

Сайт образовательной системы «Школа 2100»www.school2100.ru

Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://www.rus.1september.ru

Сайт образовательной системы «Планета  Знаний»www.planetaznaniy.astrel.ru

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

 от________________  

СОГЛАСОВАНО.

Зам.директора по УВР

в начальной школе

_________Ерофеева Н.С.

    В пачке пронумеровано, прошито и

 скреплено печатью________листа.

Директор МОУ школы №3

_________________Е.В.Лукашова

«_____»____________2014г.

Части речи в русском языке таблица 2 класс схема канакина горецкий Части речи в русском языке таблица 2 класс схема канакина горецкий Части речи в русском языке таблица 2 класс схема канакина горецкий Части речи в русском языке таблица 2 класс схема канакина горецкий Части речи в русском языке таблица 2 класс схема канакина горецкий Части речи в русском языке таблица 2 класс схема канакина горецкий Части речи в русском языке таблица 2 класс схема канакина горецкий Части речи в русском языке таблица 2 класс схема канакина горецкий Части речи в русском языке таблица 2 класс схема канакина горецкий Части речи в русском языке таблица 2 класс схема канакина горецкий Части речи в русском языке таблица 2 класс схема канакина горецкий Части речи в русском языке таблица 2 класс схема канакина горецкий

Похожие новости:

Поздравления учителя английского языка на английском на последний звонок



Поздравления для смс с вербным воскресеньем короткие



Праздничная прическа для девочки на длинные волосы фото



Текстиль своими руками для детской комнаты для девочки



Быстрые прически на каждый день на средние волосы своими