Государственное устройство и система государственной власти в рф в схеме

Государственное устройство и система государственной власти в рф в схеме

Государственное устройство и система государственной власти в рф в схеме


Государственное устройство и система государственной власти в рф в схеме
Государственное устройство и система государственной власти в рф в схеме
Государственное устройство Российской Федерации  

Вопросы:
1. Понятие и виды государственного устройства.
2. Специфика государственного устройства Российской Федерации.
Прежде чем рассмотреть государственное устройство Российской Федерации, необходимо уяснить, что подразумевает понятие «государственное устройство» и какие его формы существуют.
1
История свидетельствует, что разные государства всегда отличались друг от друга внутренним устройством, способом территориального деления, степенью централизации государственной власти. И это не случайно. Любое государство старается максимально эффективно организовать управление своей территорией с помощью определенного государственного устройства.
Государственное устройство - важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений с центром.
Государственное устройство зависит от множества факторов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций государства, особенностей его политического режима.
Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Особенно, если на его территории проживают исторически сложившиеся национальные группы населения. Они обычно носят коренной характер, т.е. проживают на данной территории с давних времен.
Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяют их желание жить в многонациональном сообществе, а других - создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство - исключить основу для межнациональных конфликтов.
Другая задача государственного устройства состоит в создании необходимых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экономической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в передовых странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому, и там, где преодолены узконациональные подходы к организации социально-экономической жизни, достигнуты наибольшие социальные и экономические успехи.
К настоящему времени многовековая мировая практика выработала три основные формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Кратко рассмотрим их.
Унитарное государство представляет собой единую, слитную структуру, не имеющую в своем составе государственных образований. Для него характерны следующие черты:
- единый центр государственной власти для всей страны, в том числе общая система высших и центральных органов власти;
- общегосударственная система законодательства;
- единое гражданство;
- единая судебная система;
- одноканальная система налогов (т.е. все налоги аккумулируются в центре);
- административно-территориальные единицы государства не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в экономической, социальной и культурных сферах.
Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать быстрому росту благосостояния граждан. Для унитарных государств характерна, как правило, высокая степень централизации государственной власти.
Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства. В настоящее время унитарными государствами являются Беларусь, Франция, Дания, Швеция, Польша, Португалия и т.д.
В свою очередь, федерация представляет собой сложное государственное устройство, в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической самостоятельностью.
Образования в составе федерации носят название субъектов. По числу субъектов федеративные государства различаются между собой. Например, в США - 50 субъектов (штатов), а в Швейцарии - 26 кантонов.
Для федерации присущи следующие черты:
- определенная политическая и юридическая самостоятельность (могут иметь свои конституции наряду с общефедеральной);
- двухуровневая система органов государственной власти (федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации);
- две системы законодательства (общегосударственная и субъектов);
- в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;
- двухканальная система налогов (часть налогов аккумулируются в центре, другая в субъекте);
- разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.
Важно отметить, что входящие в федерацию субъекты не обладают государственным суверенитетом (т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях). В настоящее время ни одна конституция федеративного государства не закрепляет права выхода субъектов из федерации.
Отсутствие у субъектов федерации полного верховенства на своей территории основано на том, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет над актами законодательства субъектов. Например, в России, США, Канаде, Мексике.
Также субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене. Это не признает за ними и международное право. Например, в Австралии, США, Канаде факт не суверенности подтвержден решениями верховных судов этих государств.
Кроме того, различают федерации, основанные по национальному, территориальную и смешанному признакам.
Федерации, основанные на национальном признаке, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в построении федерации способно не сплотить, а разделить население, подорвать государственную общность. Государства, избравшие федерацию как способ решения национального вопроса, распались (например, СССР, Югославия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разрушили федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объединенной Арабской Республике. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (например, Канада, Индия), развивается кризис федерализма и сильны сепаратистские тенденции.
Территориальный подход (например, в США, Австралии) способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции.
В государственном устройстве Российской Федерации преобладает смешанный подход, что связано с историческими и политическими особенностями развития нашей государственности.
В целом, мировой опыт показывает, что федеративное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политическая культура. Мощным фактором достижения правового регулирования и равенства граждан является успешное экономическое развитие, общий рынок. Федерация не может исключить всех кризисов, разногласий и различий в способах решения общегосударственных проблем, но она, особенно в крупных государствах, создает единственно возможную демократическую основу этих решений, способных удовлетворить интересы политических, экономических и националистических сил.
По мнению известного российского правоведа О.Е. Кутафина, при федерализме «открывается больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам других. В результате образуются многочисленные центры интересов, характеризующиеся своими особенностями, и вместо единообразия, установленного центром, создается единство в разнообразии, что и составляет высшую цель общественного развития».
Следующая форма государственного устройства - конфедерация. Она представляет собой государственно-правовые объединения, или союзы суверенных государств. В отличие от федерации конфедерация создается для достижения определенных целей, решения конкретных задач экономического, военного, энергетического характера и т.д.
Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения и одновременно являются членами единой государственной организации.
Конфедерация - это временный, юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Как правило, конфедерация позволяет достигать более высокой степени интеграции в различных сферах общественной жизни (экономической, социальной, политической, военной, идеологической и др.).
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов;
- создаются координационные органы для ведения общих дел;
- для вступления в юридическую силу решения координационных органов должны быть ратифицированы органами законодательной власти входящих в союз государств;
- правовой основой является договор между участниками;
- имеет не единую территорию, а совокупность территорий входящих в нее государств;
- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
- общими источниками финансовых средств являются взносы членов конфедерации;
- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
- государства могут договориться: о единой денежной системе; о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815 - 1867), Швейцарский союз (1815 - 1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация; Австро-Венгрия (до 1918 г.); Швеция и Норвегия (до 1905 г.); созданная в 1958 г. и распавшаяся в 1961 г. Объединенная Арабская Республика (Египет - Сирия). С 1982 по 1988 год конфедерацией считался союз между Гамбией и Сенегалом, в сущности, на конфедеративной основе строятся отношениях в Содружестве Независимых Государств.
В целом, формы государственного устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства.
Кратко ознакомившись с понятием государственное устройство и его основными формами, рассмотрим специфику государственного устройства Российской Федерации.
2
Основы конституционного строя в области государственного устройства Российской Федерации закреплены в статье 5 Конституции Российской Федерации:
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
5. Закрепление федеративной формы государственного устройства нашей страны отражены также в главе 3 Конституции Российской Федерации, которая так и называется «Федеративное устройство». Конституция Российской Федерации закрепляет совокупность признаков, подтверждающих федеративную природу современного российского государства.
Во-первых, законодательную систему России составляют Конституция Российской Федерации и законы федерации, а также конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации, которые осуществляют правовое регулирование в пределах компетенции федерации и ее субъектов. Разграничение полномочий осуществляется не только Конституцией Российской Федерации, но и специальными договорами между органами власти России и ее субъектов.
Во-вторых, в Российской Федерации одновременно действуют органы государственной власти России и органы власти ее субъектов.
В-третьих, Россия имеет двухпалатный парламент - Федеральное собрание, одна из палат которого
Совет Федерации - представляет интересы всех субъектов Российской Федерации и имеет в своем составе по два представителя от каждого их них. Один от законодательного, другой - исполнительного органов государственной власти субъекта.
В-четвертых, частями, субъектами российского государства являются не административно-территориальные единицы, а национальные государства - республики; государственно-территориальные образования - края, области, города федерального значения; национально-государственные образования - автономная область и автономные округа. Перечень всех субъектов дан в статье 65 Конституции Российской Федерации.
Первоначально в состав Российской Федерации входили 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. К настоящему времени состав субъектов в результате объединения некоторых из них изменился: их стало 83, в их числе 21 республика, 9 краев, 47 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.
В частности, Пермский край образован путем объединения Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом, Красноярский край объединился с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, Камчатский край образован путем объединения Камчатской области и Корякского автономного округа, Забайкальский край образован путем объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, Иркутская область объединилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом.
В любом федеральном государстве конституция делится на три группы предметов ведения и полномочий:
1. полномочия и предметы исключительного федерального ведения;
2. предметы и полномочия, составляющие сферу совместного влияния;
3. предметы полномочия, находящиеся в сфере исключительного ведения субъектов Федерации.
Конституция Российской Федерации в статье 71 закрепляет исключительную федеральную компетенцию. К ведению Российской Федерации отнесены вопросы, которые, нося общий для всего государства характер, не требуют учета региональной специфики, обеспечивают единство Российского государства.
Все эти полномочия могут быть по предметному признаку объединены в несколько групп. Прежде всего это полномочия в области государственного строительства, принятие и изменение Конституции Российской Федерации, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов и их формирование, решение вопросов судоустройства, прокуратуры, разработка и принятие уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства и некоторых др. отраслей законодательства. Сюда же могут быть отнесены регулирование прав и свобод человека и гражданина, гражданина Российской Федерации, регулирование прав национальных меньшинств и другие полномочия.
Значительные исключительные полномочия Федерация имеет в социально-экономической сфере. Сюда могут быть, в частности, отнесены определение правового режима федеральной государственной собственности и управлению ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, экологического, социально-культурного и национального развития России, установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, утверждение федерального бюджета, установление федеральных налогов и сборов, управление федеральными энергетическими системами, транспортом, связью и другие полномочия.
Самостоятельную группу образуют полномочия Российской Федерации в сфере внешних отношений и обороны страны. Предметом исключительного ведения федерации являются внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, определение статуса и защита государственной границы, экономической зоны и континентального шельфа.
Статья 72 Конституции Российской Федерации устанавливает совместную сферу предметов ведения и полномочий, где федерация и субъекты тесно координируют свои усилия. Весь их перечень также может быть объединен в указанные выше сферы. В области государственного строительства, например, это обеспечение соответствия конституций, уставов, законов и иных актов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам России. В социально-экономической сфере - вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. В сфере внешних отношений и обороны страны - координация международных внешнеэкономических связей, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Закрепление в Конституции Российской Федерации предметов совместного ведения выступает правовой основой для детального определения полномочий федерации и субъектов, установления того, какие конкретные вопросы решают те или иные органы. Это достигается путем принятия федеральных законов, а также через заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.
В Конституции Российской Федерации не закрепляются полномочия, относящиеся к сфере исключительного ведения субъектов Федерации. В ней лишь содержится норма о том, что вне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Перечень полномочий каждого субъекта закрепляется конституциями республик и уставами иных субъектов Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в рамках федеральной компетенции.
Субъекты РФ имеют свою официальную символику - герб, флаг, гимн. Правовой статус и порядок их использования устанавливаются в конституциях, уставах и законах субъектов Федерации.
В настоящее время все субъекты Федерации обладают законодательной, исполнительной и судебной властью, управляют разнообразными объектами собственности, владеют, пользуются и распоряжаются природными ресурсами, находящимися на их территории (за исключением тех, которые находятся в федеральном ведении), устанавливают свои налоги и сборы, устанавливают на основе федерального законодательства правовой режим органов местного самоуправления на своей территории, самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства.
Методические рекомендации.
Во вступительном слове руководителю занятий по ОГП необходимо подчеркнуть актуальность данной темы, определить цель занятия и его основные вопросы.
При рассмотрении первого вопроса важно разъяснить слушателям, что уяснение понятия государственного устройства и его основных форм позволит им повысить свой уровень политической культуры и в дальнейшем лучше понять специфику государственного устройства Российской Федерации.
В ходе изучения второго вопроса руководителям групп, используя карту федеративного устройства Российской Федерации, следует наглядно показать расположение субъектов Российской Федерации. Далее доходчиво, с помощью примеров изложить положения статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации.
В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.
Рекомендуемая литература:
1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
2. Отечество. Честь. Долг. Выпуск7/Под ред. А.И. Колясникова. - М., 2005.
3. Павлов С. Государственное устройство и система государственной власти в Российской Федерации. Вооруженные Силы в системе государственных институтов // Ориентир. - 2007. - № 1.
Подполковник запаса Сергей ПАВЛОВ, кандидат политических наук.
«Ориентир» 12. 2011

Государственное устройство и система государственной власти в рф в схеме Государственное устройство и система государственной власти в рф в схеме Государственное устройство и система государственной власти в рф в схеме Государственное устройство и система государственной власти в рф в схеме Государственное устройство и система государственной власти в рф в схеме Государственное устройство и система государственной власти в рф в схеме

Похожие новости:

Береты вязанные спицами со схемами и описанием из мохера спицами



Образец трудового договора мастера маникюра педикюра



Ирина михайлова стратегия чемпионов. мышление схемами



Развивающие игрушки из коробок своими руками для детей



Как сделать книжку 55 причин почему я люблю тебя своими руками