Практическая работа 1 составление схемы наук о природе


Практическая работа 1 составление схемы наук о природе

Практическая работа 1 составление схемы наук о природе


Практическая работа 1 составление схемы наук о природе
Практическая работа 1 составление схемы наук о природе

1 Приемы и методы организации работы с информацией на учебных занятиях


2 Для размышления В соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенные объемы самостоятельной работы.


3 Позиция ЮНЕСКО по поводу современного качества образования зафиксирована в отчете «Образование: сокрытое сокровище», подготовленном для ЮНЕСКО международной комиссией по образованию для ХХI века (под председательством Жака Делора). Комиссия рассмотрела явление образования в течение всей жизни человека как базирующееся на четырех основаниях:


4 Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы; Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного; Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество; Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.


5 Учащиеся через репродуктивные, контрольные, обобщенные вопросы и задания, вопросы и задания проблемного характера направлены на развитие компетентностей: «учиться познавать, («знать»); (Информационная компетентность и языковая компетентность) «учиться делать» (Предметно-практическая компетентность) развивается через задания на создание продукта, разработку проекта; «учиться жить» (Социальная компетентность) развивается через задания на взаимодействия с другими людьми (коммуникации); «учиться быть» (Личностная компетентность) развивается через задания предполагающие рефлексию, оценку себя («Кто я?», «Какой я?»).


6 Перечень технологий, рекомендованных в материалах федерального оператора развивающее обучение; коллективная система обучения (КСО); технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); исследовательские и проектные методы; технология модульного и блочно-модульного обучения; технология «дебаты»; технология развития критического мышления; лекционно-семинарская система обучения; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; система инновационной оценки «портфолио»; технологии интерактивного и дистанционного обучения


7 Портфолио Портфолио это технология сбора и анализа ин формации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося портфолио организатор его учебной деятельности, для учителя средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности Отличительной особенностью портфолио является его личностно ориентированный характер: ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио; ученик собирает материал в портфолио; в основе оценивания результатов лежат самооценка и взаимооценка


8 Case Study Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий… Он позволяет заинтересовать учеников в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации Выделяют следующие основные этапы создания CASEов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: 1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).


9 «Метод проектов» «Метод проектов… способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности «Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей» (Полат Е.С. Метод проектов)


10 Педагогические мастерские Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы


11 Технология развития критического мышления Рассмотрим технологию, которая, с нашей точки зрения, может усиливать рефлексивные механизмы, обучать рефлексии, технологически ее обеспечивать – технологию развития критического мышления


12 Три фазы технологии Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т.д. Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом


13 В школе преимущественно формируется еще не собственно компетентность, а самостоятельность в разрешении проблем, условием которой является превращение знаний, умений, навыков в средства разрешения проблем


14 Показатели умственной самостоятельности 1) перенос знаний и способов действий в новую ситуацию (Д.Н.Богоявленский, Е. Н. Кабанова - Меллер, Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн); 2) свернутость мыслительных действий и способность их выполнения во внутреннем плане (П.Я. Гальперин, Я. А. Пономарев); 3) возможность применять общие принципы при решении задач (С. Л. Рубинштейн).


15 Понятие «технология» Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодей­ ствие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) Образовательная технология это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам


16 Ожидаемые результаты – цели История 5 класс 1. Знать: иметь представление о наиболее значимых событиях, явлениях древних цивилизаций, отразившиеся в настоящем. 2. Делать: давать нравственную оценку поступкам, действиям исторических персонажей; несложные логические операции (причинно-следственные связи) 3. Жить и быть: извлекать социальный опыт, помогающий решать личные и общественные проблемы, адекватно оценивать события прошлого и корректировать свой опыт, избегая вульгаризации («осовременивания») прошлого.


17 Задание, позволяющее проверить развивается ли компетентность учащегося. Приведем пример такого задания для учебника истории 5 класса, тема «Греко-персидские (мидийские) войны. Расцвет греческой цивилизации»: «Наряду со многими достижениями, которые прославили древних греков, сделали их узнаваемыми среди множества народов и цивилизаций, которые были до и после них, есть одно открытие, которое можно выразить словами Еврипида, жившего в IV в. до н.э.: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего!». - Как вы думаете, в чем же заключался смысл этого открытия? - Почему именно это «открытие» позволило грекам совершить много славных дел, о которых мы сейчас говорим с восхищением?»


18 При помощи каких технологий развивают компетентности ?


19 Предполагаемый результат, выраженный в формате компетентностного подхода Технологии школы Информационная компетентность и языковая компетентность – «знать» Информационные технологии, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения


20 Предполагаемый результат, выраженный в формате компетентностного подхода Технологии школы Социальная компетентность – «жить вместе» Технология организации группового взаимодействия, технология организации дискуссии и др.


21 Предполагаемый результат, выраженный в формате компетентностного подхода Технологии школы Личностная компетентность – «быть» Технология рефлексивного обучения, технология оценки достижений, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности


22 Предполагаемый результат, выраженный в формате компетентностного подхода Технологии школы Предметно- практическая компетентность – «делать» Технологии организации проектной деятельности, творческой и учебно- исследовательской


23 Групповая работа Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий обучающихся по решению учебно-познавательных задач.


24 Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи: конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.


25 Интерактив Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими.


26 Задачи интерактивного обучения развитие коммуникативных умений и навыков, установление эмоциональных контактов между обучающимися; обеспечение обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; развитие общих учебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей и пр.); воспитательная задача -умение работать в команде, прислушиваться к чужому мнению; релаксация, переключение внимания, смена форм деятельности и т. д.


27 Технологии интерактивного обучения. 1)Работа в парах. 2)Ротационные (сменные) тройки. 3)Карусель. 4)Работа в малых группах. 5)Аквариум. 6)Незаконченное предложение. 7)Мозговой штурм. 8)Броуновское движение. 9)Гражданские слушания. 10)Ролевая (деловая) игра. 11)Дискуссия. 12)Дебаты.


28 Технология «Большой круг» Работа проходит в три этапа. 1. Группа рассаживается на стульях в большом кругу, преподаватель (ведущий) формулирует проблему минут каждый участник индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы. 3. По кругу каждый участник зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое фиксируется на доске.


29 Технология «Аквариум» Это форма диалога, когда участникам предлагается обсудить проблему "перед лицом общества". Малая группа выбирает тех, кому она может доверить вести диалог по какой- либо проблеме. Все остальные выступают в роли зрителей. Технология дает возможность увидеть со стороны как они общаются, реагируют на чужую мысль и как аргументируют свою мысль, улаживают назревающий конфликт и т. д.


30 «Бортовой журнал» 1. Преподаватель объясняет, каким образом необходимо работать с «бортовым журналом»; 2. В течение минут преподаватель читает лекцию для всей аудитории; 3. Учащиеся в течение 5 минут заполняют свои «бортовые журналы» (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т.д.); 4. Учащиеся в парах, а затем в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, а в некоторых случаях обращаются за консультациями к преподавателю (5-8 минут); 5. Преподаватель обсуждает «бортовые журналы» со всей аудиторией, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы, обсуждает с учащимися связь информационного сообщения с «реальной» жизнью (5-10 минут); 6. Преподаватель читает следующий отрывок лекции и цикл повторяется. В заключении учащиеся выполняют задания «бортового журнала» и оценивают свое участие в работе.


31 Методика «Бортовой журнал» Схема заполнения журнала Тема ______________________________________ Дата______________________________________ Время работы_____________________________ Ключевые понятия сообщения Рисунок или схема


32 Стратегия «Трехчастные дневники» (Автор Черил Форбс) РАЗДЕЛ I Фиксация идей или цитат: что произвело наибольшее впечатление? Комментарий: что заставило меня обратить внимание на эту идею или записать именно эту цитату? Какие мысли это вызвало? Какой вопрос возник в связи с этим? РАЗДЕЛ II Мои собственные размышления по теме: РАЗДЕЛ III Письмо к преподавателю


33 Эссе Эссе - это реферативная работа, при выполнении которой на первый план выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Обучающимся предлагается самостоятельно изучить и расширить предложенные литературные источники, посвященные современным проблемам науки.


34 Прямое перефразирование - это развернутый ответ на вопрос преподавателя путем отбора нужного материала из конкретной лекции или главы. Особенно хорошо использовать перефразирование после серии текстов или документов по одной проблеме.


35 Составление опорной схемы-коллажа по учебным материалам Коллаж - это схематически фиксированное отображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым понятием или проблемой. Существуют различные типы коллажей: 1) «солнечная система» в центре которой - «ядро» с ключевым понятием и «лучами» - дополнительной информацией; 2) «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть - нет; 3) «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи и некоторые другие.


36 Умственная карта « Как составить умственную карту?» Авторы методики Т.и Б. Бьюзены /Англия/ 1. Начните в ЦЕНТРЕ чистой страницы, немного развернув ее. Зачем? Чтобы предоставить своему мозгу творческую свободу ветвиться во всех направлениях. 2. Используйте в качестве своей центральной идеи изображение. Почему? Потому что по своему творческому потенциалу образ стоит тысячи слов, он будет приятен глазу и способен концентрировать ваше внимание 3. Повсюду используйте разные цвета. Зачем? Затем, что цвет стимулирует творческое мышление. 4. Подсоедините к центральному образу главные ответвления и соедините ветви второго и третьего уровней с первым и вторым уровнями. 5. Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему? Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще видите в природе. 6. Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей. 7. Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации


38 I вариант: на доске пишется название темы, устанавливается временной лимит (1-2 минуты) лимит на количество пунктов (проблем), которые учащиеся должны написать. II вариант: составить список понятий, связанных с темой или проблемой, и дать их определение или толкование. Фокусированное составление списка основных проблем, связанных с темой лекции или текста


39 Фокусированные диалектические заметки До лекции, чтения текста или литературного произведения дастся список вопросов, на которые должен ответить или прокомментировать студент. Желательно использовать текст, где приводятся различные точки зрения, чтобы студенты познакомились с разной аргументацией и объяснили, чья аргументация весомее и почему.


40 Аналитические докладные Цель – описание содержания проблемы, средств ее реализации, предполагаемых трудностей, путей решения данной проблемы. Учащимся на подготовку докладной дается неделя.


41 Составление концептуальной карты Карты иллюстрируют ассоциации учащихся на заданные темы и помогают оценить степень их понимания важных взаимоотношений разных компонентов и задач, их место в общей системе. Данный вид работы производится там, где есть большой теоретический курс. Концептуальные карты рисуются в форме диаграмм.


42 Написание проспектов Учащимся предлагается написать название одной из изученных тем (проблем), описать цель работы и составить основные вопросы, на которые нужно ответить, чтобы всесторонне осветить тему. Затем в группах обсуждаются проспекты, отбираются наиболее интересные и предлагается учащимся ответить на вопросы, кратко изложив суть проблемы.


43 Составление самодиагностирующих заметок обучающихся Учащимся предлагается вести дневник по каждой теме либо проблеме, где отмечать, что они поняли, запомнили, и что им не ясно. К достоинствам данного приема относится развитие навыка самооценки.


44 Написание одноминутных работ Учащимся предлагается по определенной проблеме раскрыть один - два вопроса за несколько минут письменно, при этом ограничивая их во времени (5-6 минут) и объеме (0,5 страницы, 3-4 предложения, 2-3 примера).


45 Составление настенных таблиц Проводится для оценивания уровня понимания и запоминания событий и фактов, или главных действующих лиц и их действий после прочтения первоисточника. Таблица состоит из 3-4 пунктов: Кто / что? Чем знаменит / Что сделал? Когда? / Почему? Последствия. Данный вид работы можно проводить в качестве соревнования между двумя командами или индивидуально. Он учит систематизации материала, способствует его лучшему запоминанию.


46 Литература: 1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», с. 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», с. 3. Кавтарадзе Д. Н.Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. 4. Кларин М.В. Технолгии обучения. Идеалы и реальность.- Рига Соколова И.Б.Основы самостоятельной работы студентов.- Армавир, Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998


47 ЖЕЛАЮ УДАЧИ, КОЛЛЕГИ!!!


Практическая работа 1 составление схемы наук о природе Практическая работа 1 составление схемы наук о природе Практическая работа 1 составление схемы наук о природе Практическая работа 1 составление схемы наук о природе Практическая работа 1 составление схемы наук о природе Практическая работа 1 составление схемы наук о природе Практическая работа 1 составление схемы наук о природе Практическая работа 1 составление схемы наук о природе Практическая работа 1 составление схемы наук о природе Практическая работа 1 составление схемы наук о природе Практическая работа 1 составление схемы наук о природе Практическая работа 1 составление схемы наук о природе Практическая работа 1 составление схемы наук о природе Практическая работа 1 составление схемы наук о природе

Похожие новости:

Как сделать быстрее детский мотоцикл на аккумуляторе



Скрапбукинг мастер класс объемную открытку своими руками



Как сделать самодельное крепление телевизора на стену



Косилка роторная для мотоблока своими руками чертежи



Оригинальный подарок классному руководителю на выпускной